Открытие персональной выставки члена-корреспондента РАХ Ларисы Ушаковой. Галерея «Паршин». 30.03.2018 в 18:00

Опубликовал Redactor 27/03/2018 в "культурная программа, Новости"

Галерея Паршин

 

 

Приглашаем на открытие персональной выставки

члена-корреспондента РАХ Ларисы УШАКОВОЙ

«ГРАНИ ЮЖНОРУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА»

в арт-галерее «ПАРШИН» 30 марта 2018 года в 18:00

УШАКОВА Лариса Георгиевна – живописец. Член-корреспондент Российской академии художеств. Заслуженный работник культуры РФ, заведующая кафедрой изобразительного искусства Педагогического института Южного федерального университета, кандидат педагогических наук, профессор. Ученый секретарь Южного регионального отделения Российской академии художеств. Награждена  Золотой медалью Российской академии художеств.

Работает в жанрах натюрморта, пейзажа, портрета, монументально-декоративной живописи.

Ушаковой Л.Г. выполнен ряд росписей в общественно-значимых интерьерах России и за рубежом. По ее эскизам оформлена экспозиция музея истории национально-освободительной борьбы (Кипр).

Художественная общественность и пресса России и Дона неоднократно отмечали донские натюрморты и пейзажи Л.Г. Ушаковой. А умение найти поэтическое созвучие жанров натюрморта и пейзажа, гармонировать цветовой строй и создать образное пластическое решение предметов, внутренне одушевляя их, придает работам Л.Г. Ушаковой свойственное только ей индивидуальное мироощущение.

Л. Г. Ушакова — разносторонний мастер изобразительного искусства. Она является знатоком и продолжателем русской художественной школы, причем такого малоизученного направления отечественного искусства как южнорусский импрессионизм. Присущие отечественной школе реалистическая основа, крепкий рисунок, классическая композиция являются характерными для ярких импрессионистических произведений Л.Г. Ушаковой.

Живет и работает в Ростове-на-Дону.

Выставка проходит с 30 марта по 30 апреля 2018 года

ЦЕНА БИЛЕТА: от 50 до 150 руб.


Галерея «ПАРШИН»

АДРЕС: 355000 Ставрополь, бульвар Генерала Ермолова, 1

(пересечение пр. Карла Маркса и пр. Октябрьской Революции)

ТЕЛЕФОН: +7(8652) 45-07-17, 8 962 401 57 38

РЕЖИМ РАБОТЫ: 11:00-20:00

WWW.PARSHIN.COM

parshingallery@mail.ru

УШАКОВА ЛАРИСА ГЕОРГИЕВНА

 Живописец. Живет и работает в городе Ростове-на-Дону. Член-корреспондент Российской академии художеств. Ученый секретарь Южного регионального отделения Российской академии художеств. Почетное звание заслуженного работника культуры РФ присвоено в 2010 году. Член ВТОО «Союз художников России».

Окончила художественно-графический факультет Ростовского государственного педагогического института, аспирантуру по кафедре рисунка в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина. Кандидат педагогических наук, профессор кафедры живописи, графики и скульптуры Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета. Является участником региональных и международных пленэров (Греция, Черногория, Россия).

 Как ученый секретарь Южного регионального отделения, координирует работу членов Отделения, художников Юга России, ведет совместные проекты с профильными учебными заведениями Юга России, является автором-составителем и редактором ряда каталогов.

Л.Г. Ушакова – известный художник-педагог на Юге и в России. Работает в жанрах натюрморта, пейзажа, портрета, монументально-декоративной живописи. Участник свыше 80 региональных, всероссийских, международных выставок художественных произведений. Провела одиннадцать персональных выставок в городах: Валдае (2001г.), Ростове-на-Дону (2005, 2006, 2010, 2015 гг.), Волгограде (2005 г.), Азове (2006, 2015 гг.), Ставрополе (2013 г.), в Москве в залах Российской академии художеств совместно с академиком РАХ С.Н. Олешней (2010 г.). Персональная выставка в выставочных залах Международной ассоциации союза дизайнеров (Москва, 2011г.). Участник проектов Российской академии художеств в области изобразительного искусства.

Л.Г. Ушаковой выполнен ряд росписей в общественно-значимых зданиях в России и за рубежом. По ее эскизам оформлена экспозиция музея истории и национально-освободительной борьбы (Кипр, г. Лефкара).

Художественная общественность и пресса России и Дона неоднократно отмечали донские натюрморты и пейзажи Л.Г. Ушаковой. Л.Г. Ушакова – разносторонний мастер изобразительного искусства. Она является знатоком и продолжателем русской художественной школы, причем такого малоизученного направления отечественного искусства, как южнорусский импрессионизм, традиции которого заложены в начале прошлого века участниками Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ).

Присущие отечественной школе реалистическая основа, крепкий рисунок, классическая композиция являются характерными для ярких импрессионистических произведений Л.Г. Ушаковой. Является автором 46 научных работ и статей в области изобразительного искусства. Под ее руководством защищены 4 кандидатские диссертации. Как заведующая кафедрой изобразительного искусства Южного федерального университета (с 2000 по 2017 год) активно участвовала в открытии новых специальностей: «Живопись», «Графика», «Скульптура». Выпускники Л.Г. Ушаковой работают во многих городах России. Является организатором ряда научно-практических конференций, конкурсов, выставочных проектов, в том числе: выставок учебных и творческих работ «Художники-педагоги и выпускники» профильных учебных заведений Юга России (Ростов-на-Дону – Владикавказ, 2008 г.); «Художники-педагоги и ученики» в музейно-выставочном комплексе Московского академического художественного лицея Российской академии художеств, подготовка и публикация каталога выставки в 2010 году (Москва); академического выставочного проекта «Античность Дона» (2012 г.); научно-практической конференции «Художественное образование на Юге России и современный художественный процесс» (Ростов-на-Дону, 2011г.); регионального выставочного проекта «Художники Дона – за чистую воду» (Ростов-на-Дону, 2012 г.); выставок и мастер-классов педагогов кафедры живописи, графики и скульптуры и др.

Как художник, педагог и общественный деятель занимается сохранением и развитием традиций русской реалистической школы рисунка и живописи, пропагандой деятельности Российской академии художеств.

Персональный сайт в Интернете: http://larisa-ushakova.ru/,

информация на сайте http://www.artkafedra.sfedu.ru/

 

ИСКАТЬ, ТВОРИТЬ И УДИВЛЯТЬСЯ ЖИЗНИ

 Лариса Георгиевна УШАКОВА, как творческая личность, искренне открыта в своем чувственном восприятии всей многомерности окружающего нас мира, в котором природа – ее главный вдохновитель, побуждающий искать свое поэтическое слово живописца, не расплескав и не заглушив в нем нескрываемое волнение от увиденного.

В созданных художницей живописных образах, где предпочтение отдается сюжетам ландшафта Юга России, живое движение мазка моделирует ритмику цветовой пластики всей поверхности холста, подобно легким струям свежего ветра, постоянно обновляющим наше впечатление. Природа в пространстве жизненного потока всегда нам интересна тем, что ее формы и структура не предвидят своего завершения. И если взявшийся за кисть умеет не только видеть, но и размышлять во времени о гармонической взаимосвязи отдельно запечатленного сюжета с общим мирозданием, то он способен дать возможность зрительно прочувствовать загадочность такого великого явления, как человек и природа. На наш взгляд, это свойство в полной мере присуще творческому мировоззрению российского живописца Ларисы Ушаковой.

Первые азы грамоты, да и любви к изобразительному искусству, будущей художнице в городе Грозном, где родилась Лариса Ушакова, преподал замечательный художник, ученик известного ленинградского графика Адриана Каплана, Николай Федорович Ломтюгин, изостудию которого Ушакова посещала в школьные годы. В активную творческую работу художница включается буквально на стыке ушедшего 20-го и нового 21 века, окончив (в 1982 г.) художественно-графический факультет Ростовского педагогического института по творческой мастерской известного донского живописца, большого мастера лирического пейзажа В.А. Трунина. В это же время начинается педагогическая деятельность Л.Г. Ушаковой на кафедре изобразительного искусства, куда она была приглашена преподавать после окончания учебы в институте. В 1991 году Лариса Георгиевна завершает обучение в аспирантуре при кафедре рисунка Московского педагогического государственного университета имени В.И. Ленина, где успешно защищает кандидатскую диссертацию, ее руководителем был профессор А.Е. Терентьев, который сумел увидеть в молодой художнице «тонкого колориста и хорошего рисовальщика». А с 1997 года Л.Г. Ушакова наряду с постоянным творческим поиском в станковой живописи параллельно и также серьезно начинает свою педагогическую деятельность в стенах Ростовского художественного училища имени М.Б. Грекова.

Если говорить о раннем периоде творчества художника, то, прежде всего, хотелось бы обратить внимание на написанный в 2000 году натюрморт с одиноко стоящим в ажурном стеклянном вазоне цветком хризантемы, слегка склоненной над окном. Это сложный и тонкий аккорд в природной симфонии цвета и тона с приглушенно звучащей грустью подлинной элегии. В названной работе уже была очевидна изначально свойственная Ларисе Ушаковой особенность не просто интерпретировать, а сопереживать увиденному, находя в нем, может ранее не замечаемое, поэтическое начало, в котором и заключена тайна притягательности природы. Подобное качество, как творческий аргумент, весьма важный в сфере средств выразительности автора, мы можем наблюдать и в другом произведении этого же жанра живописи, в композиции «Яблоки и виноград», созданной годом ранее (1999 г.). В ней восторженно, в буквальном смысле, продолжали дозревать и догорать на белой скатерти, почти опрокинутого на зрителя, стола по-осеннему густые терпкие краски даров природы. Но все это изысканное богатство воспринималось не как прелюдия к чревоугодию, а в нем виделось торжество гармонии и совершенства цвета и формы мира природы во всем ее великолепии. Но вот пространство вокруг лежащих на столах краснобоких яблок и охристо-солнечной айвы вступает в образное взаимоотношение с освобожденными от занавесей окнами интерьеров, а за ними виднеются прозябшие зимние улицы с одинокими съежившимися фигурами прохожих («Натюрморт с айвой». 2000 г., «Зимний день в мастерской», 2004 г.). Так на контрастах чувств рождается сюжет, в котором натюрморт, интерьер и пейзаж за окном смыкаются в общем содержательном повествовании, жизненно убедительном в приданной им ярко выраженной авторской интонации. Но удивительно, отмечая все достоинства выше упомянутых работ с натюрмортами в интерьерах, что появляется ощущение: буйству красок и движению форм, преподнесенных человеку природой, не хватает некой раскрепощенности к большому простору и ощущению земли, их породившей («Шиповник». 2001 г., «Калина красная». 2004 г.).

И вот мы видим новый этап, несомненно важный в творческой эволюции художницы, направленный на поиск собственного представления в понимании тех времен связующих нитей, которые бы раздвинули рамки разных в традиционном толковании жанров во имя обогащения человека в более широком восприятии мироздания, в котором он постоянно пребывает. Так, начиная со скромного деревенского двора, усеянного увядшей листвой («Дворик. Осень». 2004 г.), где на, вынесенном на воздух, голубом столике влажный ветер треплет букет розовых астр, которые потом автор щедро рассыпает на склонах «Павло-Очаковской косы» (2006 г.) и предлагает нам насладиться пряным ароматом царственных карминно-красных «Георгин», написанных в том же 2006 году в обильном окружении всевозможно ярких плодов. Подобное умение найти поэтическое созвучие жанров натюрморта и пейзажа особенно убедительно Лариса Георгиевна продемонстрировала в композиции «Вечер на Азовском море» (2006 г.), в которой не отделить камерно звучащее лирическое начало с уходящим к горизонту эпическим завершением темы – мелодии образа. Особый интерес к предмету, вынесенному на открытое пространство, и его преображению под воздействием свето-воздушной среды у Ларисы Ушаковой есть суть – исследование, затрагивающее ряд сложных профессиональных проблем, одна из которых в упрощенном виде именуется пленэром. Но, как нам представляется, это далеко не просто рациональное распределение света и тени на объемах в масштабе пространства, то есть подготовительная стадия к уже другой задаче. Свето-воздушная среда – это необходимая образная составляющая в полноценном построении художественного произведения, а иногда и его главное выразительное средство, несущее в себе значительной силы эмоциональный заряд, или подтекст, определяющий звучание конкретной высказанной автором мысли. Выше говорилось о динамике движения мазка в живописи художницы, придающей ее работам особую свежесть впечатления в изображении природных мотивов. Но данное качество или средство всегда в ее пейзажных композициях находится в органической связи с движением масс воздуха и света, цементирующих весь живописный организм картины. Подтверждением сказанному могут служить такие произведения Ларисы Георгиевны, как «Вечернее солнце» (2007 г.), «Белый город. Парикия» (2010 г.), «Утро на Паросе» (2010 г.), «Раздорские бугры» (2011 г.), «Осень в Домбае» (2013 г.). Многие работы Ларисы Георгиевны объединяет общая романтическая направленность, при сочетании солнечных лучей и тиховейного живительного ветра, привносящих в авторскую речь особый лад и ритм, которые придают произведениям художницы особую тональность звучания, спокойно и последовательно выявляя наиболее яркие грани авторской индивидуальности.

Мы уже говорили, что творчество Л.Г. Ушаковой-художницы постоянно и неразрывно связано с ее педагогической деятельностью и, наверное, общение с молодым поколением будущих художников тоже помогает быть в творческом тонусе и заботиться о совершенствовании своих собственных методов работы как в области живописи, так и на поприще наставничества в учебном процессе в университете. На сегодняшний день Лариса Георгиевна Ушакова – член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный работник культуры Российской Федерации, заведующая кафедрой живописи, графики и скульптуры Южного федерального университета, профессор, ученый секретарь Южного регионального отделения Российской академии художеств. Для кого-то подобная нагрузка могла бы надолго прикрыть дверь мастерской для индивидуального творчества. Но Лариса Георгиевна находит время писать и регулярно выставлять свои произведения на самых высоких форумах отечественного и зарубежного искусства, организовывать персональные выставки своих работ во многих городах России, ее творчество представлено также в музейных и частных коллекциях России и зарубежья и отмечено рядом высоких наград РАХ, Союза художников России, Российской академии образования. Лариса Георгиевна Ушакова принадлежит к числу тех деятелей отечественной культуры, о которых с уверенностью можно сказать: «Дорогу осилит идущий».

Валерий РЯЗАНОВ, искусствовед,

почетный член Российской академии художеств